Обязательному аудиту подлежат:
• акционерные общества;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг, либо когда ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
• страховые компании;
• негосударственные пенсионные фонды (или их управляющие компании);
• кредитных организаций.
Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:
• организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
• объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб.(на конец 2015 года, в 2016 году возможно будет 800 млн) (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
• сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
• такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр — частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России от 28 января 2015 г.
Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, компания должна организовать и вести внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение – случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.
Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Кто проводит обязательный аудит:
Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Исключение предусмотрено только:
• для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
• кредитных и страховых организаций;
• негосударственных пенсионных фондов;
• организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
• государственных корпораций и компаний;
• организаций, формирующих консолидированную отчетность.
Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.
Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):
• убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
• убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита:
• в государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
• государственных корпорациях и компаниях;
• организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.
Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию:
Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:
• либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
• либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф. За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в том числе не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для должностного лица организации (руководителя).
Об этом сказано в статье 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
А вот в налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение не требуется. Ведь такой документ не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.
Публикация аудиторского заключения
Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).