MyEgoTeraemОб  убегающем  российском аудите от догоняющих его «реформаторов» в лице гг. Турбанова, Никифорова, Руфа-младшего, представителей BIG4, мы хотели бы обозначить следующую тему.

Так что же сейчас  происходит в аудите?
ПРОСТО КРИЗИС!
Просто стало мало (или ее нет) работы, просто демпинг, просто борьба за кусок хлеба (уже без масла, не говоря про икру).
Причем на всех нишах аудиторского сообщества. Клиент – не дурак, ищет, где подешевле. О каком-либо качестве в аудите речь не идет вообще.  
А «реформаторам» только это и надо!
И начинается!!!
Тройка BIGов (Делойт, КПМГ, ЭиЯ) во главе с откровенно и нагло купленным Турбановым фактически начали войну против Шаталова/Шнейдмана/PWC с одной лишь целью – снять Шнейдмана и поставить на его место человека из вышеуказанной тройки. Войнушка идет на уровне отдельных подразделений  Адм. Президента и т.п. Где только не светится Турбанов в последнее время, отрабатывая западные деньги… Как Фигаро – здесь, там, и там, и тут, везде! Например, вот засветился здесь: http://www.sroapr.ru/docs/2015/turbanov240915.pdf. Позвольте, скажет читатель, в выступлении Турбанова  один плагиат! Ну и что, его это не интересует. Ему приказали сделать результат. И дали денег. Вне сметы СРО АПР.
Что хотят? Изменить законодательство. Оставить кормушки для Турбанова, Брагиной, Носовой, Кромина.
Будет ли лучше аудиторам России в случае победы блока  Турбанова?
Однозначно – НЕТ!
Забегал и г. Никифоров из группы ФБК! Какая цель? Цель одна – передел российского рынка аудита. Рынок должен быть для крупных компаний. Малые аудиторские организации не нужны.
Будет ли лучше аудиторам России в случае успеха законодательных инициатив ОЧЕРЕДНОГО Нацсоюза во главе с г. Никифоровым? Однозначно – НЕТ!

Повторимся. В аудите – КРИЗИС!!!
Не до глобальных реформ!!!
А впереди уже маячат Международные стандарты аудита…
Для тех, кто выживет.

И все же, что мы теряем? Сейчас теряем?!
Судя по данным Минфина на 12 октября, мы продолжаем терять ИПАР – минус 27 фирм (9,3 %) начиная с 01.06.2015 г. и турбановский АПР – минус 35 фирм (3,85%) за такой же период.

Может поэтому и забегал по инстанциям глава СРО АПР Турбанов?!
Всего за полтора года превратить сильную, гордую, лучшую Аудиторскую Палату России в простое, почти помоечное СРО. Порой хуже Содружества.

Однако, западные деньги…

Как провести аудиторскую проверку в организации:Поиск11

Помимо обязательного аудита бывает и добровольный аудит. Возникает вопрос: как проводится добровольный аудит? Он проводится по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Сразу возникает вопрос: а может ли один из участников (акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации? Тут важна организационно-правовая формы компании.

В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников.

То есть решение должно быть принято большинством голосов (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров. А определение размера оплаты аудиторских услуг рассматривает совет директоров (наблюдательный совет) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки (оказывать сопутствующие аудиту услуги) только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов.

Это следует из положений части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Такие требования определены в статье 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010, и 3/2010 утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) могут руководствоваться рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно проведения аудита отчетности за 2014 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027.

В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • признание скидок при продаже и при отражении расходов;
  • оценка задолженности по коммерческим кредитам;
  • раскрытие информации о предоставленных займах, квалифицируемых как денежные эквиваленты;
  • раскрытие информации об инвестициях в уставные капиталы других организаций, а также о полученных инвестициях в связи с увеличением уставного капитала организации;
  • отражение средств на счете в банке, у которого отозвана лицензия;
  • признание выручки и расходов по договору строительного подряда способом «по мере готовности»;
  • признание расходов, для финансирования которых созданы фонды (резервы);
  • раскрытие информации о налогообложении прибыли при применении разных налоговых ставок;
  • раскрытие в отчете о финансовых результатах информации о налогах при применении специальных налоговых режимов;
  • оформление расходов, связанных со служебными командировками;
  • раскрытие информации о стоимости чистых активов;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, который предназначен для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности (ч. 1 и 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • мнение с оговоркой;
  • отказ от выражения мнения;
  • отрицательное мнение.

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010).

А должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении? Все зависит от цели аудита, указанной в договоре.

Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов. Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» исчету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010).

Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1). По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства.

До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение. Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010.

Теперь предположим, что в результате налоговой проверки участка были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени. Можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию? Можно. Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора, довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре). Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ.

Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации. Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.

Чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации. Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков.

Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).

Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания. Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик. Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».